Победить систему. Три истории украинцев, судившихся с государством - Фокус

30.10.2013

Дело №1: счастливый билет 
В октябре 2012 года пассажир поезда Hyundai Максим Щербатюк, юрист Украинского Хельсинкского союза по правам человека, из-за поломки поезда опоздал из Харькова в Киев на три часа. Щербатюк потребовал от «Укрзализныци» компенсировать неудобства, возникшие в связи с этим, а также дать опровержение неправдивой рекламы о надёжности этих поездов. Однако выплачивать компенсацию компания-монополист отказалась.

Тогда Щербатюк обратился в суд, потребовав компенсацию по билету, компенсацию за задержку, а также компенсацию морального ущерба. В суде первой инстанции он проиграл. «Представители «Укрзализныци» сумели убедить судью, что билет, который даёт право на проезд, не является доказательством того, что человек ехал в поезде», — поясняет Щербатюк. Судья решила: каждый пассажир, который хочет доказать, что воспользовался услугой «Укрзализныци», в подтверждение этого должен предоставить заверенный акт начальника поезда. «Однако начальник поезда избегал встречи с пассажирами, и составить такой акт было невозможно», — говорит Максим. 

В сентябре 2013 года Апелляционный суд встал на сторону пассажира, решив, что акт не был составлен по вине сотрудников поезда. «Правда, признав вину предприятия-монополиста, суд не нашёл причин назначить пассажиру возмещение за моральный ущерб, полученный от трёхчасовой задержки поезда», — отмечает Щербатюк. 

По словам юриста, судиться с государственным монополистом — это специфическое занятие, 
поскольку он, как правило, ограждается претензионным порядком. Проще говоря, порядок урегулирования споров между монополистом и потребителями прописан в нормативных актах Кабмина: согласно им, недовольный потребитель не может напрямую обращаться в суд, а должен направить госкомпании претензию и дожидаться ответа. «В постановлениях Кабмина максимально ограничена ответственность «Укрзализныци» по любым искам. В связи с этим трудно бороться с ними в судах, требуя компенсации морального ущерба», — объясняет Щербатюк. 

И всё же правозащитник считает положительное решение суда прецедентом, который в будущем позволит защитить пассажиров, попавших в аналогичную ситуацию. «Раньше пассажиры не могли доказать даже своего присутствия в неисправном поезде», — говорит Щербатюк. Он верит, что результаты этого процесса будут полезны для каждого пассажира, который попытается получить компенсацию через суд.

Повний текст статті ТУТ


C