
Майже 250 тисяч українських дітей визнані постраждалими від війни
Оновлено. За оцінками Міністра соціальної політики Оксани Жолнович 7,5 мільйонів українських дітей так чи інакше...
12 July 2024
27.04.2005
Представители законодательной власти заявляют о намерениях в этом году завершить основную часть законодательной составляющей судебной реформы, и в том числе принять Уголовно-процессуальный кодекс Украины (УПК). Готов ли проект УПК к принятию и как оценили проект Кодекса эксперты Венецианской комиссии, заключения которых недавно были получены рабочей группой, «ЮП» решила выяснить у доктора юридических наук, профессора, проректора Университета экономики и права «КРОК» по научной работе, председателя Ассоциации процессуалистов Украины Николая ШУМИЛО, являющегося членом рабочей группы по подготовке проекта УПК, начиная с 1992 года.
— Николай Егорович, в каком состоянии находится проект УПК?
— Проект все еще готовится ко второму чтению. И я считаю, что задержка с принятием нового УПК является, в некотором смысле, позитивным явлением.
В 2001-2002 годах в действующий УПК внесено множество изменений, отвечающих нормам Конституции, Уголовного кодекса, международно-правовых актов. Практическое применение дало возможность апробировать нововведения в УПК и получить данные о позитивах и недоработках, что обеспечивает основания для внесения соответствующих корректив в проект УПК.
На сегодня мы, во-первых, имеем заключения экспертов Совета Европы, во‑вторых, результаты апробации скорректированного УПК, в-третьих, ряд научных исследований по отдельным институтам уголовного процесса, по результатам которых сформулировано немало полезных предложений законодателю.
Для практической реализации этих изменений необходимо создать подкомиссии с участием как ученых, так и практиков — дознавателей, следователей, судей, защитников, которые бы работали в рамках отдельных стадий уголовного процесса.
— Объем работы немалый, сколько времени необходимо для его выполнения?
— На политическом уровне звучит много «пожеланий» о том, что новый УПК нужно принять в ближайшее время. Но активной и плановой работы по усовершенствованию проекта рабочей группой в полном составе не ведется, эпизодически работает отдельная группа в составе сотрудников Министерства внутренних дел и Генеральной прокуратуры Украины. Вряд ли это правильно и ответственно.
— Какие замечания сделали эксперты Венецианской комиссии к проекту УПК?
— Общее заключение Венецианской комиссии состоит из заключений трех экспертов: доктора Хоакима Герремана, профессора юридического факультета университета Аугсбурга (Германия), г-на Драго Коша, заместителя госсекретаря Государственного управления по борьбе с коррупцией Республики Словения, и г-на Джереми Максбрайта, директора программы законодательства по правам человека и его применения, юридическая школа университета Бирмингема (Великобритания).
Общий объем замечаний — 100 страниц, поэтому остановлюсь лишь на основных моментах.
Что касается замечаний общего характера, то европейские коллеги обратили внимание на то, что проект слишком неконкретен, особенно в части регулирования правового положения участников процесса.
Они также отметили, что нет нужды повторять в проекте принципы, выписанные в Конституции, было бы полезным уделить больше внимания механизму их реализации. Необходимо зафиксировать значение принципов процесса и указать, что их нарушение — основание для решения по делу.
Эксперты также отметили нечеткость регулирования порядка задержания подозреваемого в совершении преступления.
К слову, институт задержания имеет несколько составляющих, причем часть действий находится за рамками УПК и регулируется пунктом 5 статьи 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». В нем не выписаны основания для физического захвата лица, порядок и время доставки задержанного в помещение правоохранительных органов. Я считаю, что основаниями физического захвата должны быть те же основания, что выписаны в статье 106 УПК ныне действующей редакции, а срок задержания должен исчисляться с момента фактического захвата лица.
Отдельная проблема — сроки содержания под стражей. На последнем заседании рабочей группы мы договорились о том, что максимальный срок содержания под стражей — 12 месяцев. При этом отдельно исчисляются сроки досудебного расследования и судебного рассмотрения.
— Были ли замечания относительно досудебного следствия?
— Не всем экспертам ясна идеология нашего досудебного следствия. Предложения по его реформированию, в том числе и «реанимированная» идея о создании Национального бюро расследований, не относятся к числу новых. Они проблем следствия не решают: от подчинения следователя суть его деятельности не меняется. О выделении следствия в самостоятельную структуру шла речь давно: в 1924, 1928, 1954, 1957 годах.
Ныне предлагаемый подход — упрощенный. Досудебное производство — это наименее эффективная, рациональная и организованная часть уголовно-процессуальной деятельности, состоящая из относительно ненадежных элементов, потому что построена при отсутствии научных основ функциональной системы. Реформирование уголовного судопроизводства невозможно без радикальных изменений формы досудебного расследования. Оно должно осуществляться в соответствии с двумя критериями: 1) способствовать улучшению раскрываемости преступлений, изобличения виновных; 2) обеспечивать более надежную охрану прав и законных интересов граждан, участвующих в этой стадии процесса.
Следствие должно иметь исключительно судебную природу. Это предполагает разделение основных уголовно-процессуальных функций: уголовного преследования, защиты и юстиции. Действующий закон (и проект УПК) лишь декларирует процессуальную независимость следователя. Орган расследования в процессуальном смысле не должен находиться в административно-организационном подчинении органов дознания. Иначе на его деятельность будет производиться ведомственное воздействие, и расследование может приобретать обвинительный уклон при смешивании процессуальных функций.
Чего греха таить — следствие в действующем законе и проекте УПК имеет инквизиционное происхождение. Следователь остается обвинителем, собирает доказательства, принимает ряд юрисдикционных решений. Его обвинительная деятельность усиливается прокурором. Следователю предлагается также быть и защитником, что практически нереально. Может ли сторона обвинения равно эффективно собирать обвинительные и оправдательные доказательства? Все это говорит о том, что эффективность досудебного производства должна обеспечиваться состязательностью. Но это нельзя понимать слишком прямолинейно. Известно, что сторонам (обвинению и защите) в публично-состязательном уголовном процессе должны быть предоставлены равные процессуальные возможности для ведения спора. Смысл данного принципа в этой части процесса состоит в преобладании розыскных начал до момента привлечения лица в качестве обвиняемого и в предоставлении защите процессуальных преимуществ после этого момента.
Почему, согласно проекту УПК, сторона обвинения собирает доказательства, признает их таковыми, формулирует обвинение, гарантирует права обвиняемого? Одним словом, нужен судебный следователь. В проекте УПК сделали первый шаг к этому. Но он очень робкий и несмелый. Мне кажется, судебный следователь должен: 1) принимать решения о движении дела; 2) легализовать данные, собранные сторонами в качестве доказательств; 3) контролировать предъявление обвинения; 4) контролировать ограничение конституционных прав граждан.
При этом прокурор в процессе должен быть не начальником, а работающей фигурой.
Система досудебного следствия должна строиться на научных положениях о надежности деятельности в социальной среде по следующим направлениям: 1) максимальное повышение надежности правового положения субъектов процессуального доказывания; 2) повышение надежности средств доказывания; 3) четкое распределение процессуальных функций, что будет значительно повышать степень организации такого следствия за счет рационального распределения вида работы между отдельными компонентами, это будет способствовать их кооперации и гармонизации; 4) обеспечение эффективности расследования судебным методом.
— Какие изменения планируются в правовом регулировании статуса защитника?
— В одном из заключений эксперт удивляется, зачем необходимо выносить постановление о допуске защитника к делу. Если защитник соответствует требованиям закона, то он должен участвовать в процессе, и это не услуга клиенту, а обязательная составляющая уголовно-процессуальной деятельности, которая способствует установлению объективной истины в уголовном деле.
Что касается возможности проведения следственных действий защитой (параллельного расследования), то это вряд ли возможно: в этом случае мы рискуем потерять доказательства, подтверждающие или опровергающие факт совершения преступления. На заседании Ассоциации процессуалистов Украины данный вопрос обсуждался, и оказалось, что представители адвокатского корпуса пока еще не готовы к выполнению обязанности собирания доказательств по уголовному делу.
— И в заключение, каково общее резюме Венецианской комиссии?
— Эксперты из Германии и Великобритании отметили, что проект необходимо основательно пересмотреть, чтобы привести его к стандартам европейского права. Положения проекта должны быть выписаны четко и сжато, быть конкретными в части ограничения полномочий государственных органов. В то же время профессор Герреман указал, что проект в общем придерживается системы уголовно-процессуальных кодексов европейских государств.
Словенский эксперт считает, что в нашем Кодексе предусмотрен сложный порядок уголовного производства, который не защищает участников от нарушений основных прав и свобод человека. Он порекомендовал переделать текст или вообще составить новый.
(Беседовала Светлана ИВАЩЕНКО «Юридическая практика»)
Якщо помітили помилку на сайті, будь ласка, виділіть текст та натисніть ctrl-enter.
Оновлено. За оцінками Міністра соціальної політики Оксани Жолнович 7,5 мільйонів українських дітей так чи інакше...
12 July 2024
4 липня 2024 року відбулось засідання Комітету Верховної Ради України з питань фінансів, податкової та...
05 July 2024
На початку повномасштабного вторгнення чиновники столичної Служби у справах дітей та сім’ї, а також Центру...
04 July 2024
З 2014 року Росія як держава-окупант проводить системну політику, спрямовану на зміну демографічного складу населення...
28 June 2024