Публікація

Надежда Волкова, УХСПЧ: «Международный уголовный суд будет рассматривать преступления и украинской стороны»

Команда украинских экспертов на днях вернулась из Нью-Йорка, где проходило заседание Ассамблеи стран-участниц Международного уголовного суда. В эфире Громадське радіо юристка Украинского Хельсинского союза по прав человека Надежда Волкова рассказала о том, какие задачи стояли перед украинской делегацией

Также 11 декабря в рамках Ассамблеи стран-участниц Международного уголовного суда состоялся сайд-ивент при участии юристов Украинского Хельсинского союза по правам человека и других экспертов по международному праву. Цель мероприятия — раскрыть роль Международного уголовного суда в привлечении к ответственности за тяжкие преступления, совершенные в Украине.

Алена Бадюк: Вы были в составе делегации. Что происходило на мероприятии, какие задачи стояли перед украинской делегацией?

Надежда Волкова: Мы не только проводили сайд-ивент, а также посетили презентацию отчета прокурора Международного уголовного суда, побывали на выступлении во время Ассамблеи украинской делегации, там выступал Владимир Василенко – замглавы.

Мы послушали других делегатов. В частности, это был представитель делегации США. Все было очень интересно и какую-то перспективу для нас эти выступления очертили. Как мы знаем, США активно нас поддерживают в нашем конфликте. И было интересно послушать их позицию с точки зрения геополитики.

Мы провели сайд-ивент, который был посвящен презентации сообщений, которые сделали или собираются сделать наши организации в Международный уголовный суд – о тех военных преступлениях, которые совершаются на территории Крыма и Донбасса. Также там приняли участие Региональный центр по правам человека, IPHR и Крым SOS.

Алена Бадюк:  Давайте расскажем больше о том, что такое Международный уголовный суд, какое его значение в плане восстановления справедливости. И какие преступления будут рассматриваться судом? Он имеет территориальную, а не персональную юрисдикцию. Что это значит?

Надежда Волкова: Преступления, над которыми Международный уголовный суд имеет юрисдикцию, четко прописаны в Римском уставе. Этот документ и регламентирует работу Международного уголовного суда. Это преступления против человечности и военные преступления. Нельзя четко говорить, что Международный уголовный суд не имеет персональной юрисдикции. Все-таки несется персональная уголовная ответственность за совершение преступлений.

Алена Бадюк: Что значит территориальный принцип?

Надежда Волкова: Суд рассматривает те военные преступления и преступления против человечности, которые были совершены на определенной территории. Он может рассматривать преступления, которые были совершены по национальному признаку – гражданами той страны, которые их совершали,  но при этом страны должны являться членами Международного уголовного суда и ратифицировать Римский устав.

Алена Бадюк:  Который не ратифицирован украинской стороной. Почему он до сих пор не ратифицирован?

Надежда Волкова: Поведение Украины как государства в этом конкретном вопросе мне непонятно. Мы являемся сторонниками наиболее скорой ратификации Римского устава, учитывая сложившуюся с 2013года ситуацию. Намерения Украины были четко заявлены господином Василенко, который представлял позицию государства на этой Ассамблее. Было заявлено, что Украина принимает юрисдикцию Международного уголовного суда, но намерения ратифицировать Римский устав пока не имеет.

Алена Бадюк: Как это совмещается логически?

Надежда Волкова: Украина как государство подала две декларации (такой механизм предусмотрен Римским уставом), попросив Международный уголовный суд использовать свою юрисдикцию. Украина это приняла и попросила, когда подала две декларации.

Естественно, мы не становимся страной-участницей Римского устава и Международного уголовного суда, наши права ограничены. Изначально была такая подача, что мы не имеем права принимать участие в решении организационных вопросов — касательно бюджета и подобных.

Как показала история в этом году, Украина лишает себя возможности влиять и на формирование контента. Например, в этом году рассматривалась и формулировалась резолюция по преступлениям и по агрессии. Украина не могла брать участие в обсуждениях, потому что мы не являемся участниками Римского устава.

Алена Бадюк: В процессе расследования должен быть установлен характер вооруженного конфликта – международный либо немеждународный. Какие здесь риски на сегодняшний день?

Надежда Волкова: Наверное, это сейчас один из самых больных вопросов, потому что позиция Украины в той степени, в которой она выражается на сегодняшний день, расходится с предварительной позицией офиса прокурора в части конфликта на Донбассе. Что касается Крыма, там все четко, — неоднократно международными организациями было признано и заявлено в международных документах, что это оккупация. Оккупация – это международный конфликт.

Что касается Донбасса, офис прокурора предварительно классифицирует этот конфликт как немеждународный параллельно с международным. Украина сейчас разрабатывает законопроект №7163, в котором пытается заявить о том, что у нас только международный конфликт на Донбассе – тоже оккупация. Втрое чтение, насколько нам известно, планируется на следующую неделю.

Полная версия разговора доступна на сайте Громадське радіо. Сокращенную версию подготовила Катерина Халецкая

Источник Громадське радіо

Якщо помітили помилку на сайті, будь ласка, виділіть текст та натисніть ctrl-enter.

Також може бути корисним

Приєднуйтесь

Робiмо велику справу разом!
Підтримати Стати волонтером Пройти стажування

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: